Поиск Войти
Выбор региона
Ростовская область

Публикации

Работы победителей и призёров в прозе литературно-творческого конкурса, приуроченного к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

«Выбор», автор Терновая Т.А.:

Она уже который час сидела на полу у входной двери, сжимая бумагу, врученную ей солдатиком.

Еще раз перечитала: «Ваш муж Крюков Иван Федорович находится в госпитале по адресу: ...... Строчки запрыгали и растворились в набежавших слезах. Она вновь отыскала самые страшные слова: «.... Ему ампутированы обе ноги. Вам необходимо прибыть...»

Ей хотелось кричать: « Ее муж! Ее Ваня! Он там - в прифронтовом госпитале рядом с их домом, а она здесь, в маленькой Башкирской деревне, с дочкой Галочкой! Но как, как она сможет его забрать? Как потом жить здесь, в эвакуации с маленькой дочкой и мужем, ставшим калекой?».

И словно Змей-искуситель шептал ей на ухо: «А ведь мог не идти на фронт, мог быть здесь, рядом с ней, далеко от рвущихся снарядов, смерти и голода, свирепствующих сейчас там, в далеком Ленинграде. Не послушал ведь ее, отказался от брони, когда на фронт стали уходить уже мальчишки, его студенты!».

В соседней комнате проснулась Галочка, позвала ее, сказала, что хочет есть. Усадив дочь за стол, на котором стояла миска с жидкой похлебкой, вместо супа, и лежал ломтик черного хлеба, она сказала: «Ешь, Галочка!». Сама же, вырвав листик из тетрадки в клетку, написала: «Я не знаю человека по фамилии Крюков, который лечится в вашем госпитале. Мой муж сейчас вместе со мной и дочерью в эвакуации». Она сложила листок в знакомый треугольник, написала адрес.

А потом был Май 1945 года! Была Победа! Домой стали возвращаться сыновья, мужья - израненные, изможденные за эти страшные годы, но веселые, радостные, счастливые от того, что они победили самую страшную чуму - фашизм! И в домах, куда возвращались солдаты, навсегда силилась радость! Она видела, как горели глаза тех, кто ждал и дождался своего солдата.

Дочка стала спрашивать об отце: «А когда вернется мой папа? А он найдет нас здесь?».

Она какое-то время отмалчивалась, а потом сказала: «Нет, Галочка, папа не вернется. Он погиб как Герой, защищая наш Ленинград! Мы всегда будем помнить его и любить!».

Шли годы. Она с Галочкой пыталась возвратиться домой, в Ленинград. Только дом их был разбит угодившим в него снарядом, и возвращаться было некуда. Потом они перебрались на окраину Уфы в комнату - жуткую, в виде пенала, с окном в конце, куда редко заглядывало солнце.

Дочь давно перестала спрашивать об отце, она училась в местном институте, готовилась стать учителем, и почти все время проводила в библиотеке, или в институте. Вот и сейчас Галочка ушла в библиотеку готовиться к зачету, а она осталась дома.

Вдруг дверь в комнату, где она находилась, с шумом распахнулась. На пороге была Галочка, она была взволнована. Она вбежала в комнату, сжимая в руке свежую газету «Звезда».

Она кричала: «Мама, мама! Мой папа не погиб! Он герой! Вот статья - «Звезда нашла героя». Это о нем! Посмотри на фото! Это он! И фамилия., и имя.. Он живет под Ростовом! Давай поедем. Я знаю, он нас искал!».

Она взяла газету из рук дочери. С газетного снимка на нее смотрел ее муж Иван. Он стоял в окружении близких, на лацкан его пиджака был приколот орден «Красной звезды».

Она ничего не могла сказать дочери. Как она объяснит, что предала его, испугалась жизни с калекой.

Это ведь не она, а старенькие родители Ивана перевезли его - безногого, за тысячи километров по разбитым войной дорогам к себе домой, в Шахты. Они, а не она, лечили ему сначала телесные, а затем душевные раны, когда он стонал ночами не только от боли в остатках своих искалеченных ног, но и от ее предательства. Они, а не она, говорили ему, что нужно жить дальше! Они, а не она, ставили его на протезы, подставляли свои исхудавшие плечи, чтобы он мог опереться. Благодаря им, а не ей, (как писали в газете) он вернулся в профессию и теперь преподает в Шахтинском пединституте...

Ничего она не сказала дочери о тех мыслях, что пронеслись у нее в голове, а, достав деньги, которые собирала, чтобы купить Галочке пальто, отдала их и сказала: «Ты, доченька, езжай. Отец, конечно, нас искал. Он любит тебя!», понимая, что дочь она больше не увидит. Разве сможет ее Галочка простить ее выбор и ее предательство?!

 

«Миусский рубеж», автор Ерохина А.А.:

«Миус-фронт...». Кому из советских людей не известны эти два слова? О битве под Москвой, Курской дуге, Сталинградском котле знают все. А вот о южном Миус-фронте отечественная история умалчивала многие десятилетия. А между тем, его победный прорыв в 1943 году по значимости, ожесточенности боев и масштабам потерь вполне сопоставим с Курской дугой. Позабыто, что Миус-фронт стал щитом, закрывшим путь фашистам на Кавказ, оттянул силы немцев от Москвы в декабре 1941 года, создал предпосылки для легендарной победы на Волге - ведь именно сюда, на Миус-фронт, немцы были вынуждены перебросить войска от Сталинграда в 1942 году.

Начало Миус-фронту было положено в конце ноября 1941 года. Немецкие войска под командованием фон Клейста надежно закрепились на рубеже реки Миус, используя естественные высоты неприступного Донецкого кряжа. Здесь немцы создали полосу стратегической обороны «Крот».

На протяжении 104 км система обороны включала минные поля, проволочные заграждения, цепи дотов, дзотов и множество оборонительных сооружений. Этот рубеж должен был закрепить угольный Донбасс за Германией. Гитлер не сомневался в его надежности и даже рассматривал его как «новую восточную границу Третьего рейха». «Миус-фронт - это стальной пояс... Штурмовать его - равносильно попытке пробить головой гранитную стену», - так хвастливо отзывались о своей обороне фашистские вояки. Что происходило на Миус-фронте с ноября 1941 года и по август 1943 года? Ответ дают документы, карты, фотографии. И начинаешь понимать, что здесь шли не просто бои - разворачивались трагические события. Ведь именно после неудачных оборонительных боёв под Ростовом в июне 1942 года родился известный приказ ГКО номер 227 «Ни шагу назад!» Появились заградительные отряды, штрафные роты и батальоны... Именно штрафников - и не только их, но и срочно призванных местных жителей бросали в лобовые атаки на немецкие амбразуры в операциях по прорыву Миус-фронта.

Потери Красной армии составили на Миус-фронте около 833 тысяч бойцов, вермахта - 110 тысяч. Значит, на одного убитого солдата вермахта приходилось 8 погибших красноармейцев. Раскопки подтверждают это, останки солдат лежат в нашей земле буквально штабелями... Война не щадит никого, все её тяготы сполна испытали и дети: голодали, мёрзли в полуразрушенных хатах, в страхе жались ко взрослым при обстрелах и бомбежках.

У тех, кто был постарше, в памяти остались военные годы в деталях. Моя прабабушка - Чернобаева Надежда Романовна военные годы 1941 - 1943 встретила в своём родном селе - Ряженое. Именно здесь течёт красивая, тихая река Миус, где проходила линия фронта. Сельчане проживали практически на передовой. Как жили в оккупации, трудно ей было рассказывать. Каждый месяц казался годом. Жили они в землянках. Страшно было выйти на улицу, особенно молодым, Бабушке Наде тогда было 15 лет, могли угнать в Германию. Родители прятали её в деревянном сундуке, где были сделаны отверстия для воздуха, а сверху сажали младших братьев и сестёр, и когда в землянку приходили немцы, они плакали и стучали по сундуку. Таким способом её спасли от немецких лагерей, но были среди местных жителей полицаи, которые докладывали немцам, где живут подростки. Разве можно забыть, как немцы поджигали скирды соломы, в которых прятались 15-летние пацаны чтобы их не угнали из родного дома. Тех, кто выскакивал из горящей скирды, расстреливали. А принудительная работа на немецких окопах под свист плетей?

Самым страшным бабушка считала март 1942 года, тогда на земле лежал снег. За несколько дней всё вокруг стало кроваво-красным. Все склоны миусских холмов были усеяны трупами погибших солдат. По всему огороду iлежали убитые, это были совсем молоденькие мальчишки, лет восемнадцати. На них была морская форма. Бабушка потом узнала, что это были курсанты морского училища. «Морячки», местные их так называли, были совсем ещё необученные, у них даже на всех, винтовок не хватало. Эти погибшие ребята лежали там больше месяца. Когда их увезли, то оказалось, что одного сильно обгоревшего не заметили, и он остался лежать на земле. Бабушка Надя со своей мамой похоронили его у себя в огороде. У неё всегда на том месте росли цветы.

Вспоминая этот бой, она признавалась, что страшнее ничего не видела. Красная армия несколько раз пыталась прорвать оборону немцев, но безуспешно. Во время очередного прорыва они нашли раненого солдата и прятали у себя в землянке от немцев. После войны он приезжал к ним в гости. За несколько дней было три больших попытки прорвать линию обороны.  Только по официальным данным погибло более двенадцати тысяч солдат, а двадцать тысяч были ранены и обморожены. Эта наступательная операция в марте 1942 года осталась одной из самых страшных в истории войны. О ней не написано ни в военных энциклопедиях, ни в учебниках истории. Не любили о ней вспоминать и немногие уцелевшие участники тех трагических боёв. Слишком велики были жертвы.

Бабушка часто кричала во сне. Когда мы спрашивали, что снится ей, она не говорила. Но однажды рассказала, как её вели на допрос в немецкую комендатуру. Полицаи донесли немцам, где она прячется. Она каким-то чудом уцелела, её отпустил немецкий офицер. Бабушка говорила, что это ей Боженька помог. У них в семье было десять детей, она была самой старшей, трое маленьких умерли от малярии. Но силы жить давала вера в победу.

Весна 1943 года запомнилась страшным голодом. Голодали не только местные жители, но и солдаты. В какой-то период их смогли эвакуировать в Сальские степи, там они рыли окопы, охраняли амбары с зерном. Однажды ночью на амбар с зерном напали грабители, свои же русские, а у них с отцом для защиты были только вилы. Их спас бабушкин громкий голос, она звала на помощь, и люди услышали. Вернувшись домой из эвакуации, они увидели сожжённую родную землю. Всё нужно было поднимать из руин. Она так: и не смогла закончить школу, практически не умела писать и читать, бабушка Надя имела несколько наград за доблестный труд. Дети войны - звучит как звание. Только им не нужно было званий, они были счастливы от того, что их дети, внуки, правнуки не узнают ужасов войны.

Отгремели бои на миусской земле, как эхо унеслись всё дальше и дальше. И хотя прошло уже 75 лет, но и сегодня слышны отголоски войны. До сих пор в местах, где проходил Миус-фронт поисковые отряды находят останки погибших воинов, чтобы предать их земле и найти безымянных героев.

Спасибо Вам, родные, за то, что даровали нам счастье! И сколько бы гроз не шумело над землёй, Вы будете жить в памяти благодарных потомков, у Вас будут учиться мужеству и стойкости новые поколения, принимающие по наследству эстафету отцов и дедов. Героические страницы истории воспитывают нас патриотами родной земли. Солёным потом, горючей слезой, кровью героев пропитаны здесь каждый клочок земли, каждая травинка. Может от того и горька трава на курганах и похожи на кровь лазоревые цветы во время весеннего пробуждения.

 

«Из истории семьи…», автор Федосеев В.П.:

Приближается  очередная Великая дата в истории нашей страны 75-летие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. Каждый год наша страна широко отмечает этот Праздник, отдавая дань памяти павшим, вспоминая подвиги своих солдат и офицеров. К сожалению, по лишь то немногое, что может сделать мы сегодня в благодарность та спасение нашей страны и всего мира от фашизма, не забыть солдат, сражавшихся за нашу Родину,

У меня растут два славных пацана – 11 и 8 лет, наши с мамой защитники, для которых прошедшая война - это далекое прошлое, наравне с другими войнами, о которых они узнают из своих учебников истории, фильмов и книг. Но сейчас я хочу рассказать не о праздничных мероприятиях, а хочу, чтобы мои пацаны услышали и, главное, поняли другое, не менее важное, как для меня, так и для них, но я не знаю, как рассказать им это…

Как рассказать вам, пацаны, о том, что ваш дед - мои отец Федосеев Петр Григорьевич родился 04,04,1927 г. в с. Русское-Маскино Краснослободского района Мордовской АССР, которое расположено в центре Великой Руси, возле славного г. Саранска, среди воспетых а картинах русских художников и прозаиков прекрасной природы полей, лугов и рек, величественных еловых лесов, в обычной крестьянской православной семье. Он был младшим братом после двоих братьев и сестры, рос и воспитывался на традициях русского народа, уважении к старшим и груду, гордости за своих родителей, ответственности за свои поступки.

Я только сейчас понимаю эти традиции, когда услышал из рассказов отца, что, собираясь за столом  на ужин, никто из членов его большой семьи, не притрагивался своей ложкой к чугунку со щами, пока отец первый не попробует пищу.

Или то, как вся его семья, независимо от возраста, без слов и уговоров понимала, что надо за три дня убрать свой клин ржи, пока дали в долг на один день конскую молотилку, а остальное - руками!!!

Или то, как в светлый христианский праздник, во время всеобщей забавы - кулачных  боев  на льду реки  между двумя  соседними  селами выходили мериться силой сначала мальчишки, потом подростки, а затем взрослые, степенные мужики, в праздничных рубахах, в окружении своих жен, и при этом - никогда не били упавшего на землю соперника!  С учетом нынешних нравов и понятий, я не знаю, как рассказать вам это, пацаны...

Я понимаю восхищение отца в его рассказе, когда пацанов  деревни отпускали в ночное пасти лошадей и они, гордые за доверие, скакали на них в ночной мгле по вкусно пахнущему лугу, а утром, поеживаясь в обрывках ночного   тумана,    в    нежной    ясности   занимающего   утра   любовались восходящим солнцем, пытаясь найти в остывшем пепелище костра случайно забытые картофелины! Я не знаю, как рассказать вам это, пацаны...

Я обязательно объясню вам, мои пацаны, как моего отца в апреле 1944г. в 17-летнем возрасте призвали в армию, так как война пожирала все живое, и что испытывала его мать в эту минуты.

Но перед этим, я обязательно расскажу им, как, из рассказа отца, стоял дикий вой баб в деревне, когда уходили первые мужики на войну в июне 1941 г., в том числе и самый старший брат отца, военный эшелон которого попал под бомбежку в районе г. Волоколамска, и тот погиб, как и другие солдаты, даже не успев получись оружие, Обязательно расскажу за черный платеж, который одела после этого моя бабушка и не снимала до конца своей жизни, каждый раз провожая своих других детей на фронт. Наверное, нашей семье повезло, среднего брата призвали в 1943 г. и он остался жив.

Отец попал в 88-мм минометный батальон, прошел с воинской частью, освобождая Венгрию, попал - не надо смеяться - один раз на передовую, после чего, наверное, это судьба, был издан приказ Сталина о том, чтобы 17-летних мальчишек не призывать в армию, как оказалось, призыв отца был последний, а затем и приказ не направлять 18-летних солдат в бой, уже думали о будущем страны. Вот поэтому, наверное, моему отцу повезло, и наша родословная продолжила свой путь.

Война закончилась для моего отца в г. Потсдаме Германии, в 20-ти км от Берлина. 10 мая 1945 г, он написал нашу фамилию на рейхстаге, служил до 1948 г. в комендантском взводе в г. Берлине, продолжил службу в армии. После чего отец в общей сложности прослужил 33 года в Советской Армии, за свою службу был награжден орденом «Отечественной войны 2 ст.» и более 20 медалями, среди которых «За боевые заслуги», «За взятие Берлина», «За взятие Будапешта» и др., последние годы был начальником 2-го отделения Чертковского райвоенкомата, отвечал за призыв молодежи в армию,  после  чего занимал  активную жизненную  позицию  в  районном Совете ветеранов.

Я испытывал гордость за своего отца, когда тот, будучи уже в преклонном возрасте, шел со мной по улицам поселка и к нему  подходили уже тоже седые мужчины, жители нашего района, и представлялись ему по форме о дате, времени и роду войск своего призыва в армию и крепко жали ему в знак благодарности руку. И, главное, - отец почти всех их помнил!!! Я горжусь свои отцом не только за это, и у меня, как отца, своих сыновей, есть тоже тайная мечта в этой части...

Последние шесть лет перед смертью отца, после смерти мамы, мы с ним очень сблизились в общении, в силу его болезни он интересовался моими делами и жизнью района и, главное, я очень многое угнал о событиях, связанных с нашей семьей, по-новому осмыслил это, понял, что это касается не только нашей семьи, но и связано с нашей страной. Я помял, что это не только история нашей семьи Федосеевых, но и миллионов семей нашей Родины, благодаря которым мы и смогли победить в этой страшной войне.

После смерти отца каждое 9 Мая я прихожу на могилы к моему отцу и маме, рассказываю им о своих делах и проблемах, обязательно говорю, что у нас все хорошо!

В этом году я обязательно возьму с собой своих пацанов, дома снова достану награды деда, расскажу им, что это не красивые игрушки, а награды, и обязательно начну рассказывать им все того, что я узнал от своп о отца, их деда.

Я хочу, чтобы их мировоззрение, с учетом сегодняшней негативной политики осмыслить все происшедшее заново, изменилось в лучшую сторону, чтобы, они поняли и осознали, что наша Родина состоит из миллионов таких: семей, как наша, у каждой из которых - своя история и свои герои, пусть и незаметные, что только благодаря этим семьям, а, в целом, всему народу, Россия непобедима и непреклонна не перед кем!

Я не знаю, как рассказать вам это, мои пацаны, но я обязательно постараюсь это сделать!!!

новости по теме
Все права защищены © 2024 Совет судей Ростовской области

Вход

Забыли пароль?